"Пионерскими тропами", Е.Г. Ходжер

2017

Официальная история детского туризма в Хабаровском крае начинается с 1956 года, когда была создана Хабаровская краевая станция юных туристов, позднее преобразованная в Хабаровский краевой центр детско-юношеского туризма и экскурсий, ныне структурное подразделение Хабаровского краевого центра развития творчества детей и юношества. Однако в архивах хранится достаточное количество документов, еще не введённых в научный оборот, изучив которые можно ознакомится с малоизвестными страницами истории различных учреждений, организаций и целых отраслей, в том числе детского туризма и краеведения.

В Государственном архиве Хабаровского края хранятся периодические издания, выходившие на Дальнем Востоке в ХХ веке. Информации, факты, материалы, которые можно почерпнуть из периодической печати дарят возможность непосредственно окунуться в гущу событий, потому что задача любого периодического издания – освещать наиболее значимые, яркие, резонансные мероприятия и события, происходившие в регионе.

По истории детского движения наибольший интерес представляет детская пресса, в 1920-1940-е годы в крае выходила газета для школьников – «Знамя пионера». Первый номер газеты вышел 1 ноября 1924 года, первоначально периодичность была один раз в неделю, тираж составлял 5000 экземпляров и шла постоянная активная работа по его увеличению, в 1940 году был достигнут тираж в 50000 экземпляров. Газета освещала все события в жизни организованной части подростков – пионеров. К сожалению, подшивка, которая хранится в архиве – неполная, в ней собраны газеты за 1925 – 1940 годы. Отдельные годы представлены достаточно полно, например 1926, 1927, 1940 годы; 1928, 1930, 1932, 1933, 1939 годы – отдельными номерами. Первые номера газеты за 1924 – 1925 годы не сохранилось, 1925 год представлен одной газетой за 31 мая, а за 1929, 1931, 1934 и другие годы не сохранилось ни одного номера.

С установлением в стране власти рабочих и крестьян отношение к детям и их положение в обществе резко изменились, в жизнь проводился ленинский лозунг: «Все лучшее – детям!». Первыми декретами Советского правительства дети были ограждены от эксплуатации труда, было провозглашено их право на получение образования, появились реальные условия для воспитания массы пролетарских, крестьянских детей. С этой целью во всех регионах, городах, селах страны стали создаваться первые детские клубы, школы-клубы, кружки, организовывалась внешкольная, внеклассная работа. Одним из направлений внешкольной работы является детско-юношеский туризм, краеведение, экскурсионная работа.

1920-е годы считаются расцветом развития краеведения в нашей стране, появляется большое количество научных краеведческих обществ, периодических изданий, проводятся конференции и другие сборы краеведческого сообщества. По всей стране бурно развивается школьное краеведение, лозунг «Изучай свой край!» становится все более популярным. Краевая газета не могла не откликнуться на столь значимое дело. Интересно проследить по материалам, опубликованным в газете, как менялись подходы, степень изложения, изученности и освоенности туристско-краеведческого материала на протяжении 1920-х – конца 1930-х годов.

Страничка или рубрика «Изучай свой край» выходила достаточно регулярно. Первоначально она появилась в начале 1926 года. Объем странички постоянно варьировался, скорее всего это зависело от количества материалов, поступивших от деткоров (детских корреспондентов, далее их называли юнкорами – юными корреспондентами). Вел рубрику корреспондент под псевдонимом «Бродяга», по профессии учитель.

«Бродяга» регулярно писал небольшие сообщения – рассказы о наиболее интересных местах, достопримечательностях, памятниках природы Дальневосточного края, потому что «ребята Забайкальской губернии плохо знают Приморье, ребята Приморья мало читали про Забайкалье», а через страничку юного краеведа они многое смогут узнать, многое изучить. В газете можно прочитать статьи «Про Камчатку», «Про Сахалин», «Сучанские рудники», очерк «По Шилке и Амуру», который печатался с продолжением в нескольких номерах и др. Однако этого было недостаточно, необходимо было научить школьников самим совершать путешествия, экскурсии, исследовать местные достопримечательности, гордиться природой, культурой, экономикой родного края и всей страны. Именно через краевую газету, через страничку юного краеведа должен был идти обмен знаниями, причем первоначально перед школьниками ставили цель начинать с малого, изучать близлежащую территорию и знакомить со своим опытом других школьников.

Для популяризации краеведческих знаний, для формирования умений и навыков в газете регулярно публикуются методические материалы с рекомендациями по организации туристско-краеведческой, экскурсионной работы в каникулярное время, о началах юннатской работы и др. Краевая газета была рассчитана на школьников, предполагалось, что ее будут читать и учителя и родители, но основной посыл был в первую очередь обращён к детям, и поэтому все построение рубрик, язык газеты, особенно в первые годы, соответствовал уровню детей, их восприятию. В дальнейшем, с повышением общего уровня образования язык газеты менялся, становился более публицистическим. Газета все более политизировалась, рубрика «Изучай свой край» в 1939, 1940-х годах реже печаталась, перед передовой молодежью стояли другие задачи, в первую очередь оборонно-массовая, военно-патриотическая работа.

Но вернемся в 1926 год. Весной этого года редакция обратилась к юным краеведам с просьбой писать статьи, заметки о своей малой родине, поясняя, что один корреспондент, даже самый опытный не сможет окинуть все уголки нашего замечательного края, рассказать о всех достопримечательностях. В обращении ставилась насущная задача: «Мы должны изучить свой Дальне-Восточный край. Изучить для того, чтобы знать какие богатства имеются в крае и как их использовать для общего блага, для блага страны Советов, чтобы добытое знание передать друг другу». К обращению прилагалась статья «Как написать хорошую заметку о той местности, где ты живешь», в которой достаточно просто и подробно рассказывалось: о чем писать, как писать, для кого писать и был приведен пример удачной заметки «Талгинские источники», которая написана ребятами о своем родном посаде Горбица и Талгинских минеральных источниках, расположенных в Сретенском уезде Читинской области.

Лето 1926 года должно было стать ударным по проведению первых экскурсий, поездок, организации массовой работы юных краеведов во внешкольное время. Приступали к новому, неизведанному делу, поэтому в начале лета редакция опубликовала для пионеров и школьников рекомендации по организации летней работы. Краевое экскурсионное бюро и Дальбюро юных пионеров дали советы: куда можно совершить дальние экскурсионные путешествия, к кому обратиться за помощью в организации и проведении поездок, с какими экскурсионными объектами можно познакомиться. Первоначальные предложения касались крупных городов Дальневосточного края – Благовещенска, Владивостока, Николаевска-на-Амуре, Читы, Хабаровска.

Активное участие в организации летней экскурсионной работы принимали отделы образования, например, в середине июля прошла информация, что отделами просвещения Уссурийской и Забайкальской железных дорог представлено специально для пионерских организаций края 500 бесплатных железнодорожных билетов для проведения экскурсий в пределах Дальнего Востока.

В этот же период начинают налаживаться тесные связи и дружба между пионерами разных уголков страны, этому способствовали первые дальние экскурсии, выезды во всесоюзные лагеря. Одна из первых поездок состоялась летом 1926 года, когда 20 лучших пионервожатых со всех уголков Дальневосточного края выехали на экскурсию в Москву, Ленинград, на строительство Волховской гидроэлектростанции. Провожали вожатых всем краем, в нескольких номерах газеты публиковались восторженные путевые заметки участников экскурсии, которых впечатлил как размах главных городов страны, индустриального строительства, так и опыт работы пионеров столицы.

Опыт накапливался постепенно, поэтому большой интерес своей простотой, доступностью и быстрым наглядным результатом всегда вызывала работа юных натуралистов. Летние материалы газеты изобилуют советами юным краеведам: как изучать природу, природные явления, собирать гербарии, наблюдать за птицами и другие материалы. Это было новым, неизведанным и очень привлекательным делом, особенно для младших школьников. Со временем тематика расширялась, в газете появляются материалы по этнографии народов Дальнего Востока, по истории гражданской войны и развитии экономики региона, о строительстве промышленных предприятий, новых городов.

Первые экскурсии, походы проводились юными неопытными участниками, но с большим энтузиазмом. Школьники не знали и не умели, как вести себя, как фиксировать события, куда направиться, знающих руководителей рядом не было, потому что взрослые тоже осваивали новую для себя сферу деятельности. Юные краеведы рассказывали о своих прогулках, поездках очень просто и эмоционально. И почти через столетие можно констатировать, что важнейшие задачи на тот момент были выполнены: это формирование коллективизма, ответственности, самостоятельности, налаживание связи города и деревни, расширение кругозора. Гордость за проделанную работу, ощущение нового неизведанного дела, предвкушение будущих открытий и путешествий окрыляли детей и двигали их дальше, к новым свершениям. Важен и интересен тот факт, что все заметки написаны самими детьми, они рассказывали о поездках, проведенных с вожатыми, но роль взрослых руководителей, учителей еще не так заметна и значима, чаще всего они вообще не упоминаются. Хотя автор одной статьи сетует, что из 15 учителей школы ни один не захотел сопровождать детей в дальней экскурсии, оправдавшись тем, что они (учителя) устали за зиму, т.е. за учебный год.

В следующем 1927 году газета выходит под лозунгом «Изучая природу своего края, мы будем хорошими строителями его хозяйства». Первоначальная задача изучения территории своей школы, населенного пункта, близлежащего уголка природы углубляется и расширяется: не просто изучать, но и фиксировать, а в зимнее время обрабатывать собранные летом материалы. В публикациях частенько приводились сведения о краеведческих коллекциях, которые пионеры собирали во время экскурсий и демонстрировали в своем классном уголке. И это был первый шаг к созданию будущих краеведческих уголков, школьных музеев. Редакция советовала пионерам заниматься оформлением альбомов, состоящих из краеведческих вырезок из газет и журналов, календарей и др. источников, альбомов рисунков, фотографий, литературных материалов, а также вести сбор фольклорного материала: сказок, песен, легенд, рассказов и др.

В зимнее время юным краеведам предлагали больше и активнее читать и даже публиковали списки наиболее увлекательных книг о путешествиях по Дальнему Востоку, самыми популярными были книги В.К. Арсеньева «Дерсу Узала», «В кратере вулкана», «За соболями» и другие.

На туристско-краеведческой странице появляется слово «поход», однодневные и многодневные экскурсии освоены и необходимо приступать к более углубленной туристско-краеведческой работе. Во время походов школьники должны были проводить более серьезную поисково-собирательскую работу. В рекомендациях по проведении походов давались советы: как вести себя на маршруте, в общественном транспорте, какого распорядка дня лучше всего придерживаться и как поддерживать дисциплину. Для большей содержательности похода предлагалось разделить группу на звенья, каждое звено должно было выполнять самостоятельное задание, например, при проведении похода по соседним населенным пунктам: первое звено обследовало деревню и собирало материалы по ее истории и современному состоянию, основным занятиям населения и др., второе звено изучало природные богатства, именно они должны были вести сбор гербария и других природоведческих коллекций, третье звено знакомилось с работой местного пионерского отряда и т.д.

При проведении первых самостоятельных экскурсий, дальних путешествий организаторы часто сталкивались с серьезными трудностями и даже неудачами. В материале под названием «Путешественники» деткор с большой тревогой обратился за помощью в редакцию предупредить опасное «приключение». Юные путешественники, начитавшись приключенческих романов, решили совершить конный поход из Владивостока на Камчатку, а затем на лодке переправится в Америку. Журналисты посоветовали более тщательно заниматься изучением предстоящего маршрута, и в пример привели сверстников, которые тоже любили читать приключенческие книги, но решили начать изучение географии рядом со своим селом и совершили поход к истокам небольшой речушки, протекающей рядом. Во время путешествия школьники сделали много удивительных открытий, составили карту местности и нанесли на нее исток речки.

В 1928 году туристско-краеведческое движение набирает силу под девизом «За массовый пионерский туризм!». Интересно и насыщено провели лето школьники всего края. Пионеры 34-го отряда Уссурийской железной дороги по приглашению своих шефов отправились на ст. Угольная, в лагерь бойцов роты связи, где обучались военным дисциплинам: сигнализации, топографии, прошли военный однодневный поход, а также оздоровительные процедуры на грязелечебнице.

Группа юных натуралистов хабаровской ленинской школы решила повторить переход через Хехцир, по которому в 1914 году впервые прошла группа учащихся во главе с В.К. Арсеньевым. Маршрут пролегал со станции Корфовская через Хехцирский хребет к селу Казакевичи и далее в Хабаровск. Переход был очень сложным, школьники шли по девственной уссурийской тайге, затем столкнулись с сложным горным рельефом. Великолепный вид, который открылся с вершины Хехцирских гор на Амур, Хабаровск был необычайно красив и надолго запомнился юным экскурсантам.

Последний, сохранившийся в подшивке год – 1940-й, когда остро ощущалось приближение войны, основной массив материалов относится к оборонно-массовой работе. Тематика рекомендаций для школьников по туристско-краеведческой направленности углубляется: «Военизированный поход», «Как готовится к лыжным походам», на страницах газеты заслуженный мастер спорта СССР В. Серебряков давал советы по организации лыжных походов в зимнее время.

Туристско-краеведческая работа проводилась под девизом «В поход, юные пионеры!», комплексные походы, экспедиции проходили по боевым местам былых сражений гражданской войны, начиналась эпоха возвеличивания революционных событий и истории гражданской войны.

Один из ярких примеров – туристско-краеведческий поход учащихся первой хабаровской неполной школы по следам 8-го Тунгусского партизанского отряда под командованием И.П. Шевчука. Тунгусский отряд известен участием в боях с отрядами атамана Калмыкова и японскими интервентами, участием в боях под Волочаевкой, в освобождении Хабаровска. Двадцать пионеров, членов исторического кружка в течение десяти дней совершили поход по реке Тунгуске, посетили села Архангеловку, Волочаевку. Программа похода была очень насыщенной, школьники побывали на местах сражений, осмотрели братские могилы, повстречались с жителями сел, очевидцами событий гражданской войны, записали их воспоминания, регулярно вели дневник похода, провели военизированную игру. Много купались, играли в волейбол и другие спортивные игры. На страницах газеты опубликованы фотографии, а впечатлениями поделились практически все участники похода. Ребята повзрослели, закалились, сдружились, они обещали еще лучше учиться и заниматься в историческом кружке, изучать историю родного края.

Просмотрев материалы, опубликованные в краевой газете «Знамя пионера» можно с уверенностью сказать, что туристско-краеведческая работа, как одно из наиболее привлекательных, значимых направлений внешкольной работы приучала школьников к самостоятельности, умению работать в команде, преодолевать трудности, формировала моральную и физическую устойчивость, упорство, силу воли, воспитывала чувство коллективизма и приучала к дисциплине. В эти годы были сформированы основы будущей системы туристско-краеведческой работы, способствующей воспитанию гражданина своей страны и патриота своей малой родины. Содержание статей, заметок изменялось по мере накопления позитивного опыта, осознания важности поисковой, туристско-краеведческой работы, изучения истории Дальнего Востока.


Статьи