Комсомольск-на-Амуре - флагман промышленности Хабаровского края в годы Великой Отечественной войны

Комсомольск-на-Амуре - флагман промышленности Хабаровского края в годы Великой Отечественной войны

Когда началась Великая Отечественная война г. Комсомольску-на-Амуре было менее десяти лет. Однако, несмотря на столь юный возраст, город был готов вступить в борьбу с врагом на трудовом фронте. Его предприятия отправляли на фронт снаряды и боевую технику, нефтепродукты и металл. Неимоверные человеческие усилия были затрачены комсомольчанами для того, чтобы постоянно рос выпуск так необходимой для сражающейся Красной армии военной продукции.

Основанный в 1932 г. Комсомольск-на-Амуре изначально задумывался руководством СССР как крупный промышленный центр с приоритетом оборонных предприятий. Здесь планировалось создать комплекс заводов, обеспечивающих производство для нужд армии и флота боевой авиации, подводных и надводных кораблей, бронетехники, корабельной и береговой артиллерии, широкой номенклатуры боеприпасов, горюче-смазочных материалов. К лету 1941 г. полностью воплотить данные планы не удалось. Значительную часть предприятий (металлургический, аккумуляторный, ремонтно-механический, нефтеперерабатывающий, сернокислотный заводы) пришлось достраивать и вводить в эксплуатацию непосредственно в годы войны.

Крупнейшими предприятиями оборонной промышленности Комсомольска-на-Амуре в годы войны стали авиационный завод № 126 народного комиссариата авиационной промышленности и судостроительный завод № 199 народного комиссариата судостроительной промышленности.

Основной продукцией завода № 126 в 1941-1945 гг. являлись дальние бомбардировщики Ил-4 (ДБ-3Ф) (всего выпущено свыше 2700 самолетов).

За период войны судостроительный завод № 199 сдал военно-морскому флоту 2 легких крейсера проекта 26-бис, 2 лидера проекта 38, 6 эсминцев проекта 7, 1 сторожевик проекта 29, 2 подводные лодки типа Щ, 1 большой охотник за подводными лодками проекта 122а, 2 дизель-электрических самоходных парома проекта 723. На предприятии был произведен капитальный и гарантийный ремонт более 20 подводных лодок типов Щ и М. Заводом освоено производство авиационных бомб АО-10, ФАБ-100, ФАБ-250 и артиллерийских снарядов ОФ-76.

В феврале 1942 г. был введен в строй металлургический завод "Амурсталь". Его основной деятельностью стали выплавка стали и прокат стальных листов. К концу 1944 г. заводом было выплавлено 156300 тонн стали и прокатано 109500 тонн среднего и тонкого листа. В период Великой Отечественной войны завод "Амурсталь" стал крупнейшим металлургическим предприятием Дальнего Востока, обеспечивающим высококачественным сырьем предприятия оборонной промышленности всего региона.

Кроме того, за время войны в Комсомольске-на-Амуре начали свою работу:

  • завод № 364 народного комиссариата электропромышленности, производящий аккумуляторные батареи для военных кораблей и бронетехники;
  • завод № 313 народного комиссариата вооружения, занимающийся изготовлением минометов, а также ремонтом станков и строительных механизмов, производством запасных частей и инструментов;
  • нефтеперерабатывающий завод № 409 народного комиссариата нефти общей производительностью первичной перегонки нефти 500 тыс. тонн в год;
  • завод № 39 народного комиссариата химической промышленности, выпускающий серную кислоту для аккумуляторных батарей.
Среди рабочих комсомольских заводов значительную часть составляла молодежь. Так, на начало 1945 г. на судостроительном заводе № 199 рабочие до 16-ти лет составляли 31,6 %, до 21 года – 45,8 %. На заводе № 364, укомплектованном за счет молодежи и женщин, к декабрю 1945 г. 60 % рабочих составляли молодые люди допризывного возраста.

Работа ведущих предприятий города в 1941-1945 гг. была по заслугам оценена руководством страны:
  • указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 июля 1942 г. за образцовое выполнение заданий Правительства по серийному производству боевых самолетов завод № 126 был награжден орденом Ленина;
  • указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1945 г. за успешное выполнение заданий Государственного комитета по строительству кораблей и за проявленную техническую инициативу в освоении новых изделий завод № 199 был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Документы Государственного архива Хабаровского края красноречиво свидетельствуют о том, в годы Великой Отечественной войны Комсомольск-на-Амуре, не смотря на многочисленные объективные проблемы, связанные с организацией производства, нехваткой современного оборудования и, зачастую, недостатком высококвалифицированных специалистов, благодаря самоотверженному труду его жителей, по праву стал настоящим флагманом промышленности Хабаровского края.


Новости