21 ноября исполняется 160 лет со дня рождения Николая Львовича Гондатти (1860–1946) – первого гражданского генерал-губернатора и последнего губернатора в истории Приамурского губернаторства. После окончания Московского университета он начинал свой путь как исследователь, ученый-этнограф, антрополог. Был членом Императорского Русского географического общества. В 1893 – 1898 гг. начальник Анадырской округи, впоследствии – заведующий переселением в Южно-Уссурийский край.
Его деятельность выпала на самые переломные вехи в истории России и Дальнего Востока: первая мировая война и революция 1917 года. За шесть лет службы на этом посту (1911–1917) он много сделал для экономического, социального и культурного развития края, твердо отстаивая его от экспансии Японии и Китая.
Будучи первым гражданским генерал-губернатором, к тому же обладавшим огромным интеллектуальным потенциалом, Н.Л. Гондатти оказал благотворное влияние на нравственную атмосферу в крае, на развитие здесь науки и образования. "Дорогой моему сердцу край" – так он определял свое отношение к Приамурью в интервью газете "Приамурские ведомости". Для стиля работы генерал-губернатора были характерны настойчивость в отстаивании интересов края перед правительством, изучение состояния дел на местах, требовательность к подчиненным.
Карьера Гондатти закончилась в начале марта 1917 года. По приказу Хабаровского комитета общественной безопасности он был арестован и отправлен под конвоем в Петроград. Временное правительство не нашло каких-либо серьезных злоупотреблений властью со стороны Н.Л. Гондатти и выпустило его на свободу. В октябре 1918 г. он уехал с семьей в Харбин, не предполагая, что покидает Россию навсегда.
В нашем архиве в фонде Главного бюро по делам российских эмигрантов (БРЭМ) хранится личное дело Николая Львовича Гондатти (Ф. Р-830. Оп. 3. Д. 10758), в котором есть анкета и послужной список. Из почти тридцатилетней жизни Н.Л. Гондатти в Харбине самыми плодотворными оказались первые шесть лет (1918–1924). Одним из главных своих дел он считал участие в создании и развитии Харбинского политехнического института, который дал выходцам из России и китайцам редкую возможность получить высшее образование. Там, на чужбине, он и умер 5 апреля 1946 года.