Культурное просвещение коренных народов Севера и Дальнего Востока

Культурное просвещение коренных народов Севера и Дальнего Востока

Радиопередача, рассказывающая о культурном просвещении коренных народов Севера и Дальнего Востока в 1920-1930-е годах, подготовлена к эфиру на радиостанции ДВТРК "Вести-Хабаровск". Ведущий архивист сектора по работе с пользователями архивной информации Государственного архива Хабаровского края Е.Г. Ходжер рассказала корреспонденту Е.Г. Барковой о важности и значимости работы по переустройству и социальным преобразованиям в жизни коренных малочисленных народов в период становления советской власти.

В 1919 году был принят Декрет Совета народных комиссаров "О ликвидации безграмотности в РСФСР", согласно которому все население в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать и писать, должно было обязательно учиться грамоте на своем родном или русском языке. Государством были поставлены серьезнейшие задачи: это политическое, культурное, санитарное просвещение; ликвидация безграмотности; оздоровление быта; охрана материнства и детства; ликвидация родовых и религиозных пережитков и многое другое. По всей стране стали открываться школы, пункты ликвидации безграмотности, избы-читальни, детские сады-ясли, клубы и другие культурно-просветительные учреждения.

Одним из уникальных учреждений для национальных территорий стали Красные яранги, Красные юрты, которые создавались в местах компактного проживания коренных народов. В Хабаровском крае первая Красная юрта была организована в 1929 году, заведующим которой стала Александра Петровна Путинцева, человек удивительной судьбы, приложившей немало сил, терпения, доброты к просвещению малочисленных народов.

В обязанности работников Красной юрты входило руководство кружками (хоровым, драматическим, слесарным); подготовка театральных постановок и больших концертов к праздникам; организация демонстраций и киносеансов; обучение жителей элементарным санитарно-гигиеническим навыкам, таким как уборка в жилище, стирка белья, уход за больными детьми и даже вакцинация. Были организованы сад-ясли, отряд юных пионеров, оказывалась большая помощь в работе комсомольской ячейки и в организации нанайских колхозов.

Первые учителя-просветители коренных народов – Александра Петровна Путинцева, Николай Павлович Сидоров, Капитолина Павловна Худанова (Ходжер) и другие наставники оказали огромное влияние на социализацию и адаптацию коренных народов к новым условиям жизни, приобщению к общечеловеческим ценностям, воспитанию национальной интеллигенции.


Новости