Труженики железных дорог Дальнего Востока в дни Великой Отечественной войны

Труженики железных дорог Дальнего Востока в дни Великой Отечественной войны

Проходят десятилетия, сменяются поколения, но Великая Победа остается главным подвигом нашего народа, символом доблести и примером мужества ради светлого будущего. Дни суровых испытаний, выпавших на долю Родины, все дальше отодвигаются.

В Государственном архиве Хабаровского края в фондах Хабаровского крайисполкома, краевого комитета партии, Дальневосточной железной дороги хранятся документы, рассказывающие о вкладе работников железнодорожного транспорта в общее дело Победы.

Под девизом "Все для фронта! Все для Победы!" железнодорожники обеспечивали грузовые военные перевозки, снабжали армию и тыл всем необходимым. По Транссибирской магистрали на фронт непрерывным потоком шли в центральные районы страны поезда с военнослужащими, боевой техникой и боеприпасами, нефтью, лесом и продовольствием.

Суровая необходимость военного времени заставляла железнодорожный транспорт работать на пределе человеческих и технических возможностей. На дорогах создавались фронтовые бригады и смены, где рабочий день длился, как правило, 16 часов. Становилось массовым движение двухсотников, трехсотников и даже тысячников. На страницах газеты "Пограничный транспортник", хранящейся в Государственном архиве Хабаровского края можно увидеть, что железнодорожники систематически перевыполняли свои задания, давая несколько норм в день, ежедневно показывали образцы трудового героизма.

Дальневосточные железнодорожники активно поддержали распространение почина новосибирского машиниста Николая Лунина. Они проводили текущий ремонт паровозов своими силами, экономили топливо и ремонтные материалы, удлиняли межподъемочные и межпромывочные пробеги, водили тяжеловесные поезда. Лунинцы ДВЖД в дополнение к почину за счет кооперации трех паровозных бригад стали осуществлять еще и промывочный ремонт. Паровозники дальневосточных дорог шли в авангарде соревнования за успешное выполнение заданий по перевозкам и образцовому содержанию локомотивов.

Ярким проявлением неразрывной связи тыла с фронтом стал сбор средств в Фонд обороны страны. Железнодорожники Дальнего Востока построили своими силами несколько бронепоездов. Собрали деньги на колонну танков "Хабаровский паровозник".

В январе и феврале 1943 г. на Дальневосточной дороге были сформированы две паровозные колонны № 39, № 46, мостопоезд № 17 и направлены для восстановления и эксплуатации фронтовых железных дорог. В сентябре 1943 г. за ними со ст. Ворошилов-Уссурийский (Уссурийск) ушло на запад военно-эксплуатационное отделение (ВЭО) № 34. В апреле 1944 г. на ст. Хабаровск-2 было сформировано ВЭО № 33.

В архивном фонде "Дальневосточная железная дорога" хранятся документы паровозных колон и ВЭО, в которых отражено, как они оперативно и самоотверженно обеспечивали переброску войск и воинских грузов на большие расстояния, восстанавливали и эксплуатировали железнодорожные узлы.

В чрезвычайно сложных военных условиях в Хабаровском крае велось строительство железных дорог и объектов. В июле 1941 г. было открыто движение поездов по тоннелю через р. Амур возле г. Хабаровска. В декабре 1942 г. была открыта железнодорожная линия "Известковая – Ургал". По ней пошли составы с ургальским углем и металлом, добытым на рудниках Умальты. В годы Великой Отечественной войны началось строительство железной дороги "Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань" (стройка № 500). 

Железнодорожники магистралей Дальнего Востока, несмотря на огромные трудности и лишения, с честью выполнили свой трудовой долг в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Благодаря трудовому героизму работников железной дороги удалось обеспечить непрерывную связь фронта и тыла


Новости