Здесь начиналась история города Юности. Селу Пермскому – 160 лет

Здесь начиналась история города Юности. Селу Пермскому – 160 лет

160 лет прошло с тех пор как группа переселенцев из Пермской губернии основала село Пермское. С 1930-х гг. на этом месте началось строительство легендарного города Комсомольска-на-Амуре.

В 1860 г. по распоряжению первого военного губернатора Приморской области П.А. Казакевича были подготовлены срубы для жителей будущего села. 18 августа этого же года между нанайскими стойбищами Мылки и Джонгмэ (Дзёмги) крестьяне-переселенцы основали селение. Первые переселенцы назвали свое село Пермским в память о своей родине.

В 1868 г. в селении уже проживало 228 человек. В 1894 г. открылась частная школа грамотности, содержавшаяся на средства крестьян. В селе начали работать магазин, почтовая станция, мельница и часовня.
В 1930-е гг. курс на индустриализацию страны внес значительные изменения в жизнь Дальнего Востока. В 1932 г. правительством Советского Союза было принято решение о строительстве на востоке страны оборонных заводов. Правительственная комиссия во главе с заместителем председателя Реввоенсовета СССР Я.Б. Гамарником, которой предписывалось "срочно и безотлагательно" выбрать наиболее подходящее место для будущего центра индустрии Дальнего Востока, приняла решение о строительстве авиационного и судостроительного заводов в районе с. Пермское.

10 мая 1932 г. к селу Пермскому на пароходах "Колумб" и "Коминтерн" прибыли первые строители – навербованные вольнонаемные и комсомольцы. В стране началась мобилизация молодежи на строительство города на Амуре. 10 декабря 1932 г. вышло постановление президиума Центрального комитета партии, в котором было сказано: "Селение Пермское Нижнетамбовского района Дальневосточного края преобразовать в город". Так на карте Дальнего Востока появился г. Комсомольск-на-Амуре. Город рос и строился. Ему не было и 10 лет, когда началась Великая Отечественная война.

Неоценим вклад его жителей в Победу над фашизмом. Комсомольский судостроительный и авиационные заводы, построенные в годы первых сталинских пятилеток, стали центрами производства оборонной продукции в годы войны. Авиационный завод № 126 поставлял для фронта высококлассные боевые машины ДБ-3 и ИЛ-4. Всего за военные годы на предприятии выпустили более 2 700 самолётов.

На судостроительном заводе № 199 в годы войны для военно-морского флота страны были построены крейсеры "Калинин" и "Лазарь Каганович", 5 эскадренных миноносцев и другие корабли. На предприятии был произведен капитальный и гарантийный ремонт более 20 подводных лодок типов "Щ" и "М".

15 февраля 1942 г. вступил в строй первый на Дальнем Востоке металлургический завод "Амурсталь". Завод выпускал сталь и прокат для оборонных предприятий не только Хабаровского края, но и всего дальневосточного региона. В годы войны в г. Комсомольске-на-Амуре также были введены в строй: завод № 364 народного комиссариата электропромышленности, производящий аккумуляторные батареи для военных кораблей и бронетехники; завод № 313 народного комиссариата вооружения, занимающийся изготовлением минометов, а также ремонтом станков и строительных механизмов, производством запасных частей и инструментов; нефтеперерабатывающий завод № 409 народного комиссариата нефти; завод № 39 народного комиссариата химической промышленности, выпускающий серную кислоту для аккумуляторных батарей.

В городе открывались школы, театры, учреждения здравоохранения, строились жилые микрорайоны, развивалась транспортная инфраструктура.

За успехи, достигнутые трудящимися города в развитии хозяйства и культуры, значительный вклад в достижение Победы в Великой Отечественной войне, г. Комсомольск-на-Амуре был награждён орденами Ленина и Октябрьской Революции, почетным знаком Губернатора Хабаровского края "Город трудовой славы".

История города с момента его основания на месте с. Пермского запечатлена в архивных документах, часть из которых вошла в документальный сборник "Комсомольск-на-Амуре. Страницы истории", подготовленный сотрудниками Государственного архива Хабаровского края и Комсомольского-на-Амуре городского архива.
Сегодня Комсомольск-на-Амуре – лидер экономической жизни на Дальнем Востоке, один из самых динамично развивающихся индустриальных центров. На предприятиях Комсомольска-на-Амуре выпускают продукцию самого высокого класса – гражданские и военные самолёты, подводные лодки и сухогрузы.


Новости