"Не изменять дальневосточному краю", Е.В. Никишина

2019

Ничего не предвещало, что он станет учителем. Коренной дальневосточник, он родился в г. Комсомольске-на-Амуре в 1949 году. Мама, Елизавета Михайловна, работала в круглосуточном детском саду, всю себя отдавала детям. Отец – капитан судна. А вокруг – дальневосточная природа – и кормилица, и врачевательница. Все сопки в Солнечном районе были им обхожены. Окружающая красота рождала гордость за свой край, стремление познать, поделиться своими впечатлениями с другими. В его жизни главное место занимала музыка, был голосист, петь начал в Доме молодежи г. Комсомольска-на-Амуре, а в армии служил в ансамбле песни и пляски Краснознаменного дальневосточного военного округа. Демобилизовавшись, поступил в Хабаровское училище искусств. На практику попал в школу, казалось бы, проходной эпизод, но работа с детьми захватила, сказалась мамина закваска. Затем руководил хором в Доме пионеров Краснофлотского района. Отдал хору 13 лет, со слухом и без в его хоре пели все дети, многие связали свою жизнь с искусством. Музыка в его жизни остается и по сей день, а продолжил педагогическое образование на историческом факультете пединститута. Готовясь к урокам, Валерий Александрович всегда подбирал музыкальное сопровождение. Он не мыслит рассказ о блокаде Ленинграда без Седьмой симфонии Шостаковича, изучение Куликовской битвы без песни "Поле Куликово". Его доклад "Музыка, литература, живопись на уроках истории" был заслушан на Всероссийских педагогических чтениях. Уроки Лысунца не укладывались в привычную схему, это уроки-экскурсии, уроки-путешествия, откровения, исповеди. Поначалу нещадно били за такие новации, позже за то же самое стали превозносить. А еще открытые уроки, конференции, олимпиады, не удивительно, что его ученики становились участниками и победителями различных олимпиад. Эти уроки прививали интерес к историческому документу, музейную культуру, чувство прекрасного.

Есть у него и своя изюминка. В интервью, которое он дал радио ДВТРК, вдруг без предупреждения зазвучал романс в его исполнении, а встреча с коллективом госархива прерывалась любимыми песнями в самых неожиданных местах. "Когда я первый раз запел в классе, полкласса залезло под парты, такая была реакция", – со смехом рассказывает Валерий Александрович. Поет он не из любви к себе, не из желания продемонстрировать вокальные данные, просто пение на его взгляд – это прямой путь к душе, а душа ничего не забывает. Встреча с таким человеком останется в вашей памяти навсегда.

Главное качество своего характера он определяет как "неупокой души", поэтому в школе, где время измеряется не часами, а четвертями, ему очень комфортно. Лысунец называет себя путешественником. От путешествий он получает новые эмоции и вдохновение. Где он только не был с ребятами! Традиционными стали поездки на побережье Японского моря в бухту Шепалово Приморского края, туристы там не только изучают растительность и камни, но и проводят интеллектуальную эстафету, вечер поэзии, костер с печеной картошкой. Туризм притягивает детей, дает им возможность совершенствоваться, а под влиянием старшего друга помогает поменять мировосприятие, приобрести новые привычки и даже характер.

А еще, считает он, детям надо прививать культуру общения, формировать стремление говорить правду, поступать по справедливости. Никогда не ставит на детях клеймо "неуспевающий". В десятый класс, 1 сентября, они приходят совсем другими, повзрослевшими, вот тут-то и надо поддержать. Почувствовав успех, они горы готовы свернуть. Бывшие "троечники" стали уважаемыми людьми в городе и крае.

Поражает диапазон его педагогических знаний. Валерий Александрович - постоянный участник научно-практических конференций различного уровня, имеет множество опубликованных работ по проблемам истории, педагогики, краеведения. Одна из таких работ, учебное пособие под названием "Сохраним историческое и культурное наследие Хабаровской земли", принесла ему звание лауреата национального туристического краеведческого конкурса. В нем собраны разработки, которые помогут педагогам спланировать самые разные занятия: турнир знатоков-краеведов, экспедицию с археологом для изучения далекого прошлого, путешествие в дебри дальневосточной тайги с ее богатством, этнографический обзор образа жизни и творчества коренных народов Дальнего Востока и многое другое.

В архиве он – частый гость. Впервые, еще во время учебы в институте, его привела сюда Нина Александровна Авдеева, преподаватель пединститута. На его пути всегда встречались люди, которые окрыляли. Вот и она показала ему, насколько важно и интересно краеведение в преподавании истории, и увлекла этим на всю жизнь. Краеведение стало его коньком. Кто еще может позволить себе уйти в творческий отпуск на целый год, чтобы зарыться в архивах? Он благодарен архивистам и музейщикам, за то, что они научили его систематизировать факты, которых с каждым днем становилось все больше.

Он может провести экскурсии по любому уголку города. Есть и любимые места. Краснофлотский район – это его юность, Кировский – зрелость, да и места здесь интересные с богатыми традициями. Он даже книгу написал "Памятные и исторические места Северного округа". А еще провел кропотливое исследование, и свет увидела его работа "История строительства стадиона имени Ленина". Вообще, со спортом он на короткой ноге, и тема все та же – спортивное краеведение. Большая исследовательская работа посвящена первостроителю Хабаровска – Якову Дьяченко и его отряду, для чего перерыл весь архив г. Читы.

Перечислять его регалии – места не хватит. В 1990 г. Валерия Александровича Лысунца наградили медалью "Ветеран труда". "Как, скоро пенсия, а почти ничего не сделано, это был такой стимул к новым свершениям", - рассказывает Валерий Александрович. С этого времени он окунулся в общественную жизнь с головой, стал участником многочисленных смотров-конкурсов, акций. На его счету две государственных награды: "Заслуженный учитель Российской Федерации" (1996 г.) и "Народный учитель Российской Федерации" (2008 г.) Названия схожи и внешне награды не отличить, но второго народного учителя Российской Федерации в крае просто нет. А сегодня он уже сам вручает награды в области образования как председатель регионального отделения Всероссийского педагогического собрания.

Не думайте, что путь его был усыпан розами, не раз вставляли палки в колеса, пытаясь укротить "неуемного". Но больше всех официальных наград он ценит признание родителей учеников и самих ребят. Он стал лауреатом городского конкурса "Самый "классный" классный", получив призы от родительского жюри и "Мудрую сову" от детей. Таким признанием можно гордиться.



Статьи