Статья "Живописец великого дара", к 90-летию со дня рождения заслуженного художника Николая Павловича Долбилкина, М.В. Лунина

2014

«Я сын своего народа, - судьба моя и творчество неразрывно связаны с русской традицией, ее национальностью».
Николай Долбилкин


Творческое наследие художников России конца 20 века очень многообразно и составляет гордость современной культуры и искусства. Каждый из них внес свой достойный вклад в сокровищницу художественного фонда нашей страны. 

Одним из художников, оставившим большое живописное наследие, стал Николай Павлович Долбилкин - известный дальневосточный живописец, член Союза художников СССР, заслуженный художник России, участник Великой Отечественной войны 1943 – 1945 гг., награжден медалями: «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией» и др.

В 2008 году Николай Павлович передал в государственный архив Хабаровского края свои документы и творческие работы для создания личного фонда. На сегодняшний день в фонде числится 519 документов, 171 фотография, 1 аудиокассета с записью его рассказа "О времени и о себе", 1 видеокассета с записью фильма "Тесными вратами" о художнике. Особую ценность представляют воспоминания, рукописи, картины.
Николай Павлович Долбилкин родился в 1923 году на Алтае, в старообрядческом селе Беловодье (ныне г. Риддер Республики Казахстан). Первые уроки изобразительного искусства получил на родине в изостудии, учителем был архитектор-художник Франц Феликсович Иванчук. Живописные работы того времени были полны впечатлений детства. 

С 1949 г. Николай Павлович Долбилкин поступил в Московский институт декоративно-прикладного искусства, где продолжил накапливать внутренний духовный потенциал. В этом институте его педагогами были А.А. Дейнека, П.П. Соколов - Скаля, П.М. Шухмин и другие известные художники. Именно в это время он заочно познакомился с писателем Всеволодом Никаноровичем Ивановым и его книгой о художнике Н.К. Рерихе. Так пишет сам Николай Павлович в своих воспоминаниях, посвященных 100-летию со дня рождения писателя: «Образ Николая Константиновича Рериха и образ Всеволода Никаноровича Иванова - эти два огромных потока, соединяясь, составляли для меня могучую реку в океан российской культуры». После окончания трех курсов института он перевелся в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В.И. Мухиной на факультет монументальной живописи. После получения диплома (1955 г.) Николая Павловича приглашают на работу в г. Комсомольск-на-Амуре. Художнику было поручено выполнить несколько мозаичных панно молодежной тематики в мемориальном зале Дворца культуры судостроителей. Таким образом, он смог воплотить в жизнь свою дипломную работу - мозаичное панно «Молодость и борьба», с изображением трех композиций: «Жертвы Гражданской войны», «Мать – Родина», «Молодогвардейцы перед казнью». В марте 1959 г., в г. Комсомольск-на-Амуре, проходит его первая персональная выставка, на которой демонстрировались портреты современников того времени, этюды и композиции к будущим мозаичным работам.

В 1961 году Николай Павлович был принят в члены Союза художников СССР. В 1965 г. он переезжает в г. Хабаровск, где выставочная деятельность художника еще больше оживает. Он активно участвует во всесоюзных, республиканских, краевых и городских выставках.
Николай Павлович никогда не отказывался и от общественной работы, многократно избирался в правление Хабаровской организации Союза художников России, в 1973 – 1975 гг. был его секретарем. В эти годы он пригласил около 20 молодых художников, получивших высшее художественное образование в вузах Москвы и Ленинграда. Оказывал всяческую помощь начинающим художникам в получении персональных творческих мастерских, организации и проведении выставок. В государственном архиве Хабаровского края, в фонде Хабаровской краевой организации Всероссийской творческой общественной организации "Союз художников России" (Р-910) хранится доклад Н.П. Долбилкина и протоколы заседаний Хабаровской организации Союза художников РСФСР, в которых он характеризует работу общества с 1973 по 1974 год как активную почти во всех жанрах искусства. В эти годы акцентирует внимание на оказании содействия в заключении договоров с молодыми художниками, например, В.А. Риделем, Г.М. Манткава из г. Южно-Сахалинска. Как председатель правления Николай Павлович предлагает: «Выставки молодых мы сейчас проводим ежегодно, тем самым представляется трибуна, чтобы каждый молодой художник мог себя проявить. Очень важно, чтобы начинающий художник имел возможность взять на себя ношу потруднее, вложить в творчество свежий запах чувств, воли и энергии. Нереализованный, нераскрывшийся полностью талант – потеря для общества. Об этом следует помнить руководителям, партийным организациям художественных коллективов, всем, кто ответственен за творческий рост молодых... Было бы хорошо, если бы девиз: мастер, воспитывай ученика! – стал законом жизни всех творческих коллективов, всех подлинных мастеров нашей культуры».

В 1980 г. художник на пол года уезжает в родной Алтай. Там, потря-сенный встречей с родными местами, создает множество пейзажных этюдов, портретов земляков. В документах его личного фонда хранится брошюра о выставке (1980 г.) «Природа и люди Рудного Алтая», в которой представлены воспоминания автора о своей родине. Вот некоторые из них: «Запавшая с детства любовь к Алтайской природе приковала меня также к работе над ландшафтами. Надо сказать, что природа Алтая способна покорить каждого с первого взгляда», «Художник на Алтае для своего творчества может найти и тихие лирические уголки природы, и, наоборот, мотивы панорамного характера с огромным охватом пространства». 

Не смотря на то, что значительная часть работ Николая Павловича в основном мозаика, пейзажи и натюрморты, особую страницу в его творчестве занимает искусство портрета. Значимыми событиями в творческой биографии художника стали персональная выставка под названием «Моя эпоха в портретах» и презентация одноименной книги. В брошюре, посвященной 40-летию творчества художника (1996 г.) искусствовед В.И. Кандыба вспоминает: «Я помню мою первую встречу с портретами его кисти. После них остальная портретопись померкла». Художник и сам отмечает свою безграничную любовь к созданию портретов. Самый первый (это был портрет дедушки) создан художником еще в юности. Создавать же портреты – образы Николай Павлович решил уже заканчивая институт. Художник отмечает, что в работах, представленных на выставке «Моя эпоха в портретах», его мало интересует внешнее сходство с моделью, и какую социальную нишу занимает каждый из портретируемых, важен характер. В книге Николай Павлович пишет: «Одно дело – копирование лица с целью схожести, приближения к фотографии. И совершенно иное, когда на холсте происходит раскрытие психологии, души человека». 

Например, при создании портрета академика, известного исследователя славянской истории, Бориса Александровича Рыбакова, Николай Павлович характеризует его так: «Борис Александрович был весьма настороженным, предельно критичным. Крупные черты лица и глубоко сидящие восточного типа глаза давали повод в кругу коллег называть его «медведем». Однако манера общения, спокойный, мягкий голос свидетельствовали о его заинтересованности собеседником, уважительном отношении к его мнению. Во всем он был цельной личностью и всегда оставался самим собой. В портрете ему хотелось видеть себя не иначе как добродушным семьянином, отчужденным от всей академической среды». 

В 1996 году Н.П. Долбилкину было присвоено почетное звание «Заслуженный художник Российской Федерации». В его биографических документах хранятся представления, наградной лист, характеристика о присвоении почетного звания. Вот несколько строк из последней: «Характерная черта Николая Павловича – это работа в различных жанрах. Лейтмотивом творчества художника является – образ трагической судьбы человека России, любовь и благоговение перед родной природой, не деформированной технотронной цивилизации».

В документах личного фонда Николая Павловича нашла свое отражение и волнующая художника тема налаживания творческих связей с художниками зарубежных стран. Николай Павлович считал, что постоянное проведение межкультурных выставок способствовало бы более системному культурному обмену между Дальним Востоком России, Китаем, Японией и другими странами. В 1996 г. в г. Харбине состоялось открытие выставки Николая Долбилкина «Миропонимание в красках». С отзывами и впечатлениями общественности и художников Китая можно познакомиться в документах его фонда (приглашения, отзывы в прессе, проспекты и др.). Вот несколько строк из харбинской газеты «Общественный бизнес» от 19 ноября 1996 г., статья «Я люблю Китай. Разговор с русским художником Долбилкиным»: «Его картины очень светлые, яркие и имеют выраженный национально-русский характер. Он многое может рассказать своими картинами и имеет склонность к глубинному образному мышлению».

Большое место в личном фонде художника занимают материалы, появившиеся в печати (с публикациями Н.П. Долбилкина и разных авторов о художнике и его творчестве, общественной жизни), отражающие значение произведений художника в духовной сфере общества и страны в целом. Это и информационные издания Хабаровского краевого Совета ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов «Дальневосточный ветеран» и вырезки из газет «Тихоокеанская звезда», «Приамурские ведомости» и т.д., журналы «Словесница искусств», «Художник», в последних, помимо статей приводятся и фотографии некоторых произведений художника. 

18 февраля 2010 года Николая Павловича Долбилкина не стало. Больше 50 лет творчества было отдано им любимому делу. Художником созданы произведения монументального искусства, живописи и графические работы в жанре портрета, пейзажа, натюрморта (всего более 3-х тысяч работ), экспонировались свыше пятнадцати персональных выставок. Его творчество знакомо жителям Казахстана, России, Японии, в странах ближнего и дальнего зарубежья. Имя художника включено в энциклопедический словарь по мировой живописи «Allgemaines Lex ikon», изданного в Мюнхене.

Даже после смерти личный фонд заслуженного художника продолжает пополняться. В 2010 г. вдова Николая Павловича Тарвид Людмила Петровна передала в государственный архив Хабаровского края документы личного происхождения Н.П. Долбилкина в количестве 128 документов и 16 фотографий. Это картины, портреты, афиши, поздравительные открытки и тд. 

22 мая 2013 г. исполняется 90 лет со дня рождения этого известного дальневосточного художника. Верится, что его наследие и дальше будет приносить неоценимую пользу в развитии творческого потенциала молодых и начинающих художников Дальнего Востока и служить для них надежным эталоном и помощником.


Статьи